Гармония

9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

#ЦЕНИТЕЛИ #ХРАНИТЕЛИ,

ИЛИ
КАК ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА
В ГАРМОНИИ
С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

РАЗВИВАЕМ И ВОСПИТЫВАЕМ У РЕБЕНКА:
понимание ценности природы;
умение видеть и чувствовать красоту
природы;
любовь и уважение к родной природе;
бережное и ответственное отношение
к природе;
нравственные качества и чувство
патриотизма;
интерес к природе и любознательность.

Методические рекомендации разработаны в рамках проекта
«Родительские университеты», который реализуется ФГБНУ «Институт
изучения детства, семьи и воспитания», Центром знаний «Машук»
и Российским обществом «Знание» в целях популяризации государственной
политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных
ценностей.
Пособие адресовано педагогическим работникам дошкольных
образовательных организаций и специалистам, занимающимся
родительским просвещением в сфере воспитания дошкольников.
Пособие содержит практические рекомендации по проведению
просветительского мероприятия для родителей дошкольников «#ЦЕНИтели
#ХРАНИтели, или Как воспитать ребенка в гармонии с окружающим
миром», методическое руководство по подготовке и проведению данного
мероприятия, а также материалы, адресованные родителям, которые
окажут им помощь в воспитании ребенка.
Пособие может быть востребовано в системе повышения квалификации
и подготовке педагогических кадров в сфере дошкольного образования,
а также при организации работы с родителями дошкольников по вопросам
формирования ценностного отношения к природе и экологической культуры.

Содержание
Введение..............................................................................................................................................................4
Методическое руководство по проведению просветительского
мероприятия для родителей дошкольников по теме
«#ЦЕНИтели #ХРАНИтели, или Как воспитать ребенка в гармонии
с окружающим миром»...............................................................................................................................7
Сценарий просветительского мероприятия для родителей
дошкольников по теме «#ЦЕНИтели #ХРАНИтели, или Как воспитать
ребенка в гармонии с окружающим миром»...............................................................................11
Материалы для родителей.....................................................................................................................24
Список рекомендованной литературы..........................................................................................35
Глоссарий (основные понятия)..............................................................................................................37

3

ВВЕДЕНИЕ
Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года № 875
«О проведении Года семьи» 2024 год объявлен в нашей стране Годом семьи. В целях
популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения
традиционных семейных ценностей ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи
и воспитания» (далее — Институт воспитания) совместно с ГАУ ДПО Центр знаний
«Машук» (далее — Центр знаний «Машук») и Российским обществом «Знание»
(далее — Общество «Знание») реализуют проект «Родительские университеты»
(далее — Проект).
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
— обогащение опыта родителей в вопросах воспитания и развития детей;
— целенаправленная и системная трансляция ключевых ориентиров
государственной семейной политики и политики в области воспитания
широкой общественности;
— повышение авторитета педагогических работников и в целом системы
образования в социуме.
Одной из задач Проекта является разработка методических рекомендаций
для педагогических работников дошкольных образовательных организаций
и специалистов, занимающимся родительским просвещением в сфере воспитания
дошкольников на основе традиционных российских духовно-­нравственных
ценностей. Воспитание ценностного отношения к природе является одним
из аспектов воспитания и развития человека. Отношение человека к природе,
к окружающей среде служит одним из индикаторов сформированности у него
таких ценностей, как патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу
Отечества, преемственность поколений. По тому, насколько сознательно
и ответственно человек относится к окружающей среде, к природе, можно судить
о его духовно-­нравственных качествах, о гражданской позиции.
В наше время проблема защиты и сохранения окружающей среды — одна
из глобальных как для нашей страны, так и для всего человечества. Небрежное
отношение, равнодушие, бездействие людей по отношению к природе приводит
к оскудению ее богатств, экологическим катастрофам, ухудшению качества жизни
человечества. Поэтому одна из стратегических для общества и государства задач
воспитания — это формирование у подрастающего поколения экологического
сознания, экологической культуры, навыков природоохранного поведения
и грамотного природопользования.
В настоящее время система образования, различные природоохранные
организации и государственные структуры уделяют экологическому воспитанию
большое внимание. Однако работа в этом направлении по-прежнему актуальна.
По результатам мониторинга ценностных ориентаций молодежи, проведенного
в 2023 году Институтом воспитания 1 во всех субъектах Российской Федерации
(общее количество респондентов составило 415 223 человека), в числе прочего
было выявлено что:
Мониторинг ценностных ориентаций молодежи: результаты, выводы, предложения: аналитический отчет. — М.: ФГБНУ «ИИДСВ», 2024. — 32 с.
1

4

— 53% школьников, 59% студентов СПО и 18% студентов вузов указали, что
принимали участие в экологических акциях, организованных образовательной
организацией, в которых они обучаются, но назвать эти акции не смогли;
— за пределами образовательной организации участвовали в экологических
акциях не более 13% респондентов;
— в среднем 30% молодежи принимали участие в мероприятиях по уборке
территории, меньше всего (не более 14% молодежи) — в мероприятиях
по озеленению территорий.
По результатам опроса родителей, проведенного в 2023 году Институтом
воспитания в рамках исследования традиций семейного воспитания (общее
количество респондентов — 2 662 человека из 50 субъектов Российской Федерации),
было выявлено что 35,6% родителей никогда не участвовали вместе с детьми
в мероприятиях, направленных на формирование бережного отношения
к природе. При этом 70% опрошенных родителей полностью удовлетворены
своим взаимодействием с ребенком в области экологического воспитания и его
результатами, и только 15% считают необходимым совершенствовать семейное
воспитание в данном направлении.
Семья и система дошкольного образования являются двумя ведущими
социальными институтами, оказывающими влияние на воспитание и социализацию
дошкольника, поэтому для формирования у ребенка ценностной сферы личности
и, в частности, ценностного отношения к природе, требуется консолидация усилий
ДОО и семьи. Своевременно уделяя должное внимание вопросам формирования
осознанного отношения к природе в рамках воспитательного процесса в детском
саду и в семье, мы можем надеяться, что присвоенные ребенком ценностные
ориентиры, приобретенные знания и навыки в дальнейшем преобразуются
в экологически сообразную деятельность, окажут влияние на позитивные
изменения экологической обстановки в родном крае и в стране.
Для полноценного качественного решения этой задачи требуется
взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, в том
числе обеспечение психолого-­педагогической поддержки семьи в целях повышения
ее воспитательного потенциала, совершенствования компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах экологического образования и воспитания,
обеспечения единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях
образовательной организации и семьи.
Целью методических рекомендаций является оказание методической
помощи педагогическим работникам в проведении мероприятий, нацеленных
на обогащение опыта родителей дошкольников по вопросам формирования
у детей ценностного отношения к природе и экологической культуры детей.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
— актуализация представлений родителей о ценности природы и важности
формирования экологической культуры;
— рассмотрение основных компонентов экологического воспитания;
— информирование родителей об основных способах формирования
у ребенка ценностного отношения к природе и экологической культуры.
Методические рекомендации адресованы педагогическим работникам ДОО,
осуществляющим просвещение родителей в рамках проекта «Родительские

5

университеты».
Методические рекомендации содержат:
— методическое руководство по проведению просветительского мероприятия
для родителей дошкольников по теме «#ЦЕНИтели #ХРАНИтели, или Как воспитать
ребенка в гармонии с окружающим миром»;
— сценарий просветительского мероприятия для родителей дошкольников
по теме «#ЦЕНИтели #ХРАНИтели, или Как воспитать ребенка в гармонии с окру­
жающим миром»;
— памятки для родителей;
— список рекомендованной литературы по теме ме­роприятия;
— глоссарий (основные понятия).

6

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО
МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПО ТЕМЕ «#ЦЕНИТЕЛИ #ХРАНИТЕЛИ,
ИЛИ КАК ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА В ГАРМОНИИ
С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»
Цель лекции: обогащение опыта родителей в вопросах воспитания
у дошкольников ценностного отношения к природе, формирования экологической
культуры.
Продолжительность: 1 час 30 мин.
Форма: интерактивная лекция с элементами игры, дискуссия, с использованием фото- и видеоконтента, презентации.
Структура лекции
Мотивационно-­ц елевой этап: приветствие, интерактивная беседа,
направленная на актуализацию темы экологического воспитания ребенка в семье,
аннотирование содержания лекции.
Основной этап: лекция с элементами беседы, игры, просмотр и обсуждение
видеоматериалов.
Заключительный этап: подведение итогов встречи, аннотирование полезных
материалов по теме мероприятия.
Планируемые результаты:
1. Актуализация знаний родителей в области экологического воспитания:
виды труда дошкольника в природе и формы его организации, условия
для организации природоохранной деятельности в процессе воспитания
ребенка в семье.
2. Осознание родителями важности системного приобщения ребенка
к природоохранной деятельности, ее значения в становлении личностных
качеств ребенка, таких как сознательное и бережное отношение к природе,
ответственность, трудолюбие, самостоятельность, любознательность и пр.
3. Овладение родителями методами и приемами формирования у детей
позитивных установок к природоохранной деятельности, потребности
в общении с природой, первичных экологических навыков с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей.
Особенности организации и проведения просветительского мероприятия —
лекции.
Основные формы деятельности, используемые в ходе просветительского
мероприятия: интерактивная лекция; просмотр и обсуждение видеоматериалов;
игра.
В рамках мотивационно-­целевого этапа лекции основная задача лектора —
актуализировать у слушателей понимание значения экологического воспитания
в дошкольном возрасте, так как в современном российском обществе (как
показывают результаты исследований) традиции экологического воспитания

7

в семье недостаточно развиты, не имеют системного характера, родители
не уделяют должного внимания развитию у детей природоохранных навыков, недооценивают эстетическую, познавательную и духовно-­нравственную составляющие
экологического воспитания ребенка. Кроме того, существует определенный
стереотип родительского отношения к процессу общения ребенка с природой,
в соответствии с которым, например, труд ребенка в природе воспринимается как
дополнительная нагрузка на взрослых, поскольку требует специальной подготовки
и зачастую приводит к дополнительным хлопотам по приведению в порядок самого
ребенка и его одежды.
На этапе мотивации лектор актуализирует значение понятия «любовь
к природе» и предлагает родителям высказать свои мысли по этому поводу.
Основной этап
На этом этапе лектор последовательно решает ряд задач:
1. Актуализировать у родителей дошкольников ценностные аспекты экологического воспитания. Для этого приводятся примеры того, как раскрываются
и могут проявляться в повседневной жизни эстетическая, познавательная
и нравственная ценности природы. В ходе разговора о познавательной ценности
природы родителям предлагается игра «Найди аналогию», которая нацелена
на развитие познавательного интереса к явлениям природы и демонстрацию их
роли в развитии науки и техники. Лектор может изменить предлагаемые в сценарии
вопросы или дополнить их какими‑либо иными интересными фактами, иллюстрирующими изобретения, созданные по аналогии с объектами природы.
2. Обращает внимание родителей дошкольников на значимость произведений
литературы и киноискусства для формирования ценностного отношения
к природе и развития экологической культуры, актуализирует у них воспоминания
о собственном читательском и зрительском опыте.
3. На примере мультфильма, сделанного детьми по притче-­сказке В. А. Сухомлинского «Камень», актуализируется тема ответственного отношения к природе,
представления участников мероприятия о закономерностях природных процессов
и взаимосвязи экологии и человеческой деятельности. В случае невозможности
демонстрации видеоконтента лектор может предложить участникам мероприятия
поработать с текстом притчи-­сказки, заранее приготовив необходимое количество
копий или продемонстрировав текст на экране.
4. Лектор задает участникам мероприятия ряд вопросов с целью выяснения,
насколько часто родители привлекают ребенка к трудовой деятельности
и наблюдениям в природе, и демонстрирует видеоролик, в котором дети участников
мероприятия высказывают свои пожелания в данной области. Видеоролик
записывается на этапе подготовки к проведению просветительского мероприятия.
Важно обратить внимание слушателей, что дошкольники хотят разностороннего общения с природой, им интересно исследовать природные объекты, быть
полезными, и задача взрослых — набраться терпения и создать условия для удовлетворения потребностей детей.
В случае невозможности организовать видеозапись интервьюирования воспитанников, чьи родители являются участниками мероприятия, можно представить
результаты в виде презентации или коллажа.
5. Систематизация и обогащение знаний родителей о видах труда дошкольника
в природе: помощь в огороде, на приусадебном участке; уход за животными; уход

8

за комнатными растениями. Презентационные материалы позволяют наглядно
продемонстрировать эти виды труда. Давая пояснения аудитории по каждому
виду труда, лектор обращает внимание слушателей, какие навыки у ребенка
формируются, дает практические советы по их формированию и по обеспечению
безопасности ребенка в процессе трудовой деятельности в природе.
6. Систематизация и обогащение знаний родителей о воспитательном
потенциале досуговой деятельности на природе. Лектор дает родителям советы
по вопросам организации досуга на природе таким образом, чтобы он способствовал формированию ценностного отношения к природе и экологической
культуры.
В процессе подготовки к мероприятию лектор может подобрать материал для
памятки «Куда сходить с детьми», в которую будет включен перечень региональных
заповедников, национальных парков, природоохранных зон, музеев и выставочных
экспозиций, которые участники мероприятия могут посетить с детьми.
7. Переходя к вопросу природоохранной деятельности, лектор организует
рефлексивное упражнение, в ходе которого родителям предлагается проанализировать, какой пример они подают детям в вопросах отношения к природе.
На усмотрение лектора, в зависимости от особенностей аудитории, упражнение
может выполняться коллективно и открыто или анонимно. В первом случае лектор
озвучивает вопросы, участники отвечают, поднимая руку. Во втором случае лектор
может раздать участникам заранее подготовленные бланки с вопросами или
вывести вопросы на экран.
8. Систематизация и обогащение знаний родителей о природоохранной
деятельности, в которую они могут быть вовлечены совместно с ребенком:
раздельный сбор мусора; субботники по очистке территории; экологические акции.
На этапе подготовки мероприятия лектор может собрать информацию о регулярно
проводимых в регионе/муниципалитете экологических акциях, рассказать о них
и предоставить родителям контакты организаторов.
9. Знакомство участников мероприятия с результатами исследований,
проведенных ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», их
обсуждение.
Заключительный этап
Лектор организует обсуждение результатов лекции, эмоционального
отношения к содержанию и формату проведения через предлагаемые в сценарии
вопросы. Вопросы могут дополняться и корректироваться в зависимости
от специфики аудитории.
При наличии технической возможности можно по результатам ответов
участников мероприятия сформировать «облако слов», ключевых для данной темы.
На этапе рефлексии лектор также организует знакомство участников
мероприятия с результатами исследований, проведенных ФГБНУ «Институт
изучения детства, семьи и воспитания», их обсуждение. Лектор предлагает
родителям ответить на те же вопросы, на которые отвечали респонденты
исследования, и сопоставить результаты.
В завершение лектор обращает внимание аудитории на то, что просветительское мероприятие проводилось в рамках проекта «Родительские университеты»,
что материалы для его проведения были разработаны Институтом воспитания,
и кратко анонсирует его проекты, нацеленные на помощь семье и поддержку

9

семейного воспитания.
Также лектор дает пояснения по дополнительным материалам по теме
мероприятия, которые родители могут получить по завершении лекции (в случае
наличия материально-­технических ресурсов при подготовке к лекции лектор
распечатывает дополнительные материалы для родителей):
— Памятка «Формирование ценностного отношения к природе у дошкольников
в соответствии с возрастными особенностями»;
— Памятка «6 полезных ЭКОпривычек»;
— Памятка «Правила поведения на природе»;
— Памятка «ЭКОтреки»;
— Списки рекомендованной литературы и медиаконтента для совместного
чтения и просмотра с детьми;
— Памятка «Виртуальные экскурсии по заповедникам и национальным
паркам».
В случае отсутствия материально-­технического обеспечения лектор
предлагает скачать материалы по QR-коду и аннотирует их содержание.
Важно при проведении мероприятия принять во внимание, что в содержание
понятия «любовь к природе» каждый человек вкладывает личные представления,
поэтому необходимо учесть готовность аудитории разговаривать на отдельные
темы более подробно. Лектор самостоятельно может исключать или добавлять
вопросы для обсуждения. Однако в вопросах природоохранной деятельности
и компонентов экологической культуры таких расхождений быть не может, поэтому
те этапы лекции, на которых идет речь об этом, яляются инвариантными.
На всем протяжении мероприятия необходимо обращать внимание родителей
на то, что экологическое воспитание ребенка в семье — это многогранное и многоаспектное понятие, в детском саду этому вопросу уделяется достаточно много
внимания, но только пример родителей и совместная с ними познавательная и природоохранная деятельность являются прочной базой формирования ценностного
отношения к природе и экологической культуры.
Материально-­техническое обеспечение
Перечень необходимого оборудования:
— компьютер или ноутбук с загруженной презентацией и видеоконтентом;
— экран или интерактивная панель для демонстрации презентации и видеоконтента;
— флипчарт, маркерная или меловая доска для фиксации мнений и идей
участников встречи;
— пишущие инструменты для доски (маркеры или мел).
Раздаточный, иллюстративный материал:
— Памятки для родителей по количеству участников встречи;
— Бумага и ручки для записи для участников встречи.

10

СЦЕНАРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО
МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПО ТЕМЕ «#ЦЕНИТЕЛИ #ХРАНИТЕЛИ,
ИЛИ КАК ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА В ГАРМОНИИ
С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»
МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП
Лектор: Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте познакомимся. Сегодня
с вами Общество «Знание», Институт воспитания и я — ______(представление
лектора).
Поднимите, пожалуйста, руку те, кто воспитывает одного ребенка. Кто
воспитывает двоих детей. Кто воспитывает трех детей. Может быть, среди нас
есть те, у кого в семье детей еще больше?
Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами!
Наша встреча сегодня посвящена важной теме — воспитанию детей
в гармонии с окружающим миром. Мы поговорим о том, как воспитывать у детей
любовь к родной природе, как и зачем приобщать их к ответственному отношению
к природе; рассмотрим понятие «труд в природе», раскроем некоторые
методические секреты воспитания ребенка в диалоге «человек и природа»,
подумаем, как воспитание любви к природе может быть связано с семейными
традициями, придумаем мероприятия, в которых сможете принять участие вы
и ваши дети.
Надеюсь, что интересная информация и материалы, которые мы подготовили
для вас, будут вам полезны в вашей сложной и ответственной повседневной
работе — в воспитании ваших детей.
Любовь к природе. Что это? Умение видеть ее красоту, испытывать восторг
и радость от картин природы, пейзажей, пения птиц, наблюдения за тем, как
раскрывается цветочный бутон? Или способность всей душой переживать, увидев
умирающее дерево, пересыхающую реку, узнав, что навсегда исчез с лица земли
один из видов животных или птиц? Или это желание и потребность посадить дерево,
убрать мусор с лесной опушки, очистить русло ручья? Это и то, и другое, и третье,
и еще, конечно, многое-­многое другое. Поделитесь, пожалуйста, своим пониманием
того, что значит «любовь к природе».
Участники мероприятия предлагают свои варианты ответов на вопрос
лектора. Лектор модерирует ответы.
Лектор: Воспоминания детства остаются с человеком на всю жизнь, определяя
его отношение ко всему, в том числе к окружающей среде, к природе своего
родного края, к своей Родине. Поэтому так важно с самого раннего детства
научить детей бережному отношению к природе, развить у них стремление
сохранять и преумножать природные ресурсы, гуманно относиться ко всем живым
существам, умение любоваться природой и наслаждаться общением с ней.
Как сказал Василий Александрович Сухомлинский: «Мир, окружающий
ребёнка, — это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

11

Фоновая демонстрация видеоматериала «Природа России».
Лектор: Природа — это и окружающий нас мир, среда обитания человека,
и источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности,
в повседневной жизни.
Взаимодействие детей с природой способствует развитию личности ребенка,
его интеллекта, сферы чувств, приобретению жизненной мудрости и опыта. Каждое
явление природы, каждое живое существо обладает неповторимой красотой,
которую дети открывают для себя. Ни один учебный материал не может заменить
природу в ее способности развивать детей.
Казалось бы, вот природные материалы, с которыми дети играют, из которых
мы мастерим поделки: желуди, сухие листья и цветы, палочки, кора дерева,
камушки… Каким они обладают удивительным разнообразием форм, цветов,
фактур!
А смена времен года и наблюдения за жизнью растений в ходе годового
цикла? А чудо появления ростка из семени? А встречи с животными — как радуются
им дети, особенно городские и те, у кого нет домашних питомцев!
Каждый день у ребенка происходит встреча с окружающей природой.
И каждый природный объект — дерево, ручеек, животное или птица — может стать
для ребенка объектом любви.
Уважаемые родители, а что для вас значит природа? В чем, на ваш взгляд,
состоит ее ценность?
Ответы участников мероприятия. Лектор модерирует ответы.

ОСНОВНОЙ ЭТАП
Лектор: Формирование у ребенка понимания ценности природы следует
начинать с самого простого, с того, чем обладает каждый человек, независимо
от возраста, — с умения видеть красоту и способности переживать эмоции,
вызванные встречей с прекрасным.
Лектор читает стихотворение Ивана Бунина «Детство»
Лектор:
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
Уважаемые родители, какие чувства у вас вызвало это стихотворение?
Ответы участников мероприятия. Лектор модерирует ответы.

12

Лектор: В стихотворении Ивана Александровича Бунина «Детство»
описываются отношения ребенка с природой и его эмоции, вызванные ощущением
близости, сродненности с природой.
Общение с природой приносит человеку радость, наполняет его восторгом
и благодарностью; свет, звуки и ароматы вызывают сильные чувства. Наблюдая
за жизнью животных, птиц, насекомых, за цветущими растениями, человек
погружается в атмосферу радости и вдохновения. В этом состоит эстетическая
ценность природы.
Природа воспитывает в нас любовь к прекрасному, умение видеть прекрасное
в окружающем мире, в своем родном крае. Развивается эмоциональная сфера
ребенка, обогащается его чувственный опыт. Через красоту природы мы учимся
ценить свою малую родину, дорожить ею. Так начинается развитие патриотического
чувства, чувства любви к Родине, формируются те качества, которые составят
основу личности будущего гражданина-­патриота.
Познавательная ценность природы состоит в ее способности служить для
человека неиссякаемым источником познания.
Природа — самый изобретательный инженер и самый умелый строитель,
и любое изобретение человека уже запатентовано природой. Именно наблюдения
за природой помогли человеку спроектировать и создать необходимые для нашей
жизни и деятельности объекты. Например, современные буровые машины являются
увеличенной механической копией дождевых червей, плавник горбатого кита помог
усовершенствовать лопасть турбины вертолетов и ветряных мельниц,
Сейчас мы с вами сыграем в игру «Найди аналогию». На экране будут
появляться изображения того или иного природного объекта или явления, а вам
нужно предположить, прототипом какого научного или технического изобретения
они послужили.
Лектор демонстрирует на экране изображения, участники мероприятия
предлагают варианты ответов на вопрос, какое изобретение человека создано
по подобию этого объекта природы.
Ответы:
— на основе принципов строения стебля растения был разработан проект
высотного здания;
— принцип строения подсолнуха натолкнул человека на изобретение
солнечных батарей;
— прообразом солонки послужила коробочка макового цветка;
— изучение механизма работы передних конечностей крота помогло создать
землеройные машины;
— по подобию гриба, растущего в лесу, сделан зонт;
— застрявший в собачьей шерсти репейник — прототип застежки-­липучки;
— идеи некоторых вентиляционных конструкций подсказаны конструкцией
гигантских муравейников-­термитников;
— технологию создания суперклея учёные подсмотрели у гекконов;
— сети для рыбной ловли были созданы благодаря наблюдению древних
людей за пауками;

13

— светоотражающая дорожная разметка была придумана благодаря
изучению свой­ств кошачьего глаза;
— современные бортовые самописцы самолетов («черные ящики»)
сконструированы по аналогии с анатомией головы дятла.
Лектор: Давайте поблагодарим друг друга за работу аплодисментами!
Наблюдение — это важнейший способ знакомства детей дошкольного возраста
с окружающим миром. Никогда не следует упускать возможность понаблюдать
за природой вместе с ребенком, научить его видеть детали, аналогии, механизмы,
которые создает природа. Подобная деятельность не только покажет ребенку,
как много природа делает для жизни человека, поможет расширить его кругозор,
знания о живой и неживой природе, развить любознательность и наблюдательность,
но и будет способствовать развитию творческих способностей и инженерного
мышления. И кто знает, может быть, такие наблюдения станут началом пути
к открытию, которое изменит мир?
Процесс совместного с ребенком наблюдения за природой можно
сопровождать записями, зарисовками и поделками, вести видео- или фотодневник.
Пользуясь возможностью общаться с окружающим миром, человек получает
ценный опыт, который способствует его личностному развитию. Забота о живых
существах и растениях обогащает внутренний мир человека, способствуя
формированию практических навыков взаимодействия с природой. В процессе
общения с миром растений и животных человек осваивает такие качества, как
доброта, терпение, трудолюбие и милосердие, что делает его более чутким
и эмпатичным. Приобретенные умения помогают человеку не только понимать
поведение животных и состояние растений, но и адекватно реагировать
на различные жизненные ситуации. В этом проявляется нравственная ценность
природы.
Огромную роль в формировании ценностного отношения к природе, интереса
и любви к ней играет литература — и художественная, и научно-­популярная. В книге
можно прочитать о том, что у ребенка нет возможности увидеть в повседневной
жизни, а яркие иллюстрации помогут дополнить картину. Благодаря чтению
научно-­популярных книг у ребенка будет формироваться научное мышление,
представления о естественно-научном знании, полноценная картина мира.
В художественных произведениях, напротив, животные и растения наделяются
человеческими чертами и чувствами, а это заставляет ребенка переживать
и радоваться за них, таким образом получая опыт сочувствия и любви — то есть
происходит духовно-­нравственное развитие.
Великие русские писатели и поэты умеют передать величие природы через
свои произведения, делая их доступными для самых маленьких. Чтение книг
о природе не только позволяет расширить словарный запас ребенка и развить
его воображение, но и обогащает знания ребенка об окружающей среде. Рассказы
о животных, растениях, художественное описание пейзажей помогут малышу
лучше понять мир вокруг себя и научат ценить его красоту.
Возьмем, к примеру, книгу Михаила Пришвина «Рассказы о природе», которая
повествует о том, что у птиц и зверей есть свои этажи в лесу. Например, мышки
обитают в корнях, некоторые птицы, например соловьи, строят гнёзда на земле,
дрозды предпочитают кустарники, дупляные птицы, такие как дятлы, синички
и совы, заселяются на разной высоте по стволу дерева, а хищники, такие как

14

ястребы и орлы, выбирают самый верхний уровень.
Эти рассказы описывают, как звери и птицы живут в лесу, как они общаются
между собой, как избегают хищников и охотников. В книге можно найти истории
о кунице-­медовке, белке-­хозяйке, рябчиках под снегом, а также о том, какие
травы расцветают в лесу и почему луг летом становится золотым. В рассказе
«Золотой Луг» говорится о двух братьях, которые часто вместе играли на поляне
с одуванчиками. В какой‑то момент один из братьев заметил, что цветы следуют
тому же ритму, что и люди: вечером одуванчики закрываются, засыпают, а утром
снова раскрываются. С тех пор одуванчики стали любимыми растениями ребят.
Произведения писателя учат замечать даже самые незначительные изменения,
происходящие вокруг нас.
В поиске ответов на вопросы вам помогут энциклопедии, в них приведены
факты, которые даже взрослым покажутся увлекательными.
Вспомните, пожалуйста, книги о природе, которые вы читали в детстве,
самостоятельно или вместе с родителями. Читаете ли вы эти книги со своими
детьми?
Ответы участников мероприятия. Лектор модерирует ответы.
Лектор: Совместный просмотр тематических детских передач, мультфильмов
и фильмов — это также приятный и ненавязчивый способ показать ребенку
ценность природы. После просмотра появляется много тем для обсуждения,
можно поделиться впечатлениями и эмоциями.
Источником эмоций и тем для разговоров с ребенком станут телепередачи
«Вокруг света», «В мире животных», «Животные России», документальные фильмы
«Путешествие времени», «Богатство нашей Родины», «Красота подводного мира»,
«Царство растений», мультфильмы «Однажды в лесу», «Из долины ветров» и многие
другие.
Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хотел бы воспользоваться нашими
советами по чтению с детьми книг о природе и просмотру с детьми тематических
мультфильмов. По окончании нашего мероприятия мы будем рады предложить
вам памятки «Что почитать с детьми о природе» и «Что посмотреть с детьми
о природе».
Ответы участников мероприятия.
Лектор: Итак, у нас сформировалось понимание, что же такое ценностное
отношение к природе — это осознание человеком значимости объектов природы
для своей жизни и деятельности, для удовлетворения средствами природы своих
познавательных, нравственных, эстетических потребностей, умение ответственно
взаимодействовать с ней, оберегать и преумножать ее.
Предлагаю вам посмотреть мультфильм, который сделан детьми по мотивам
сказки-­притчи Василия Сухомлинского «Камень».
Лектор организует просмотр мультфильма (https://yandex.ru/video/
preview/18318472717462053005). В случае невозможности демонстрации мультфильма
лектор может выразительно прочитать сказку-­притчу или раздать участникам
мероприятия распечатанный текст.

15

Камень
На лугу, под раскидистым дубом, много лет была криница2. Она давала людям
воду. Под дубом подле криницы отдыхали путники.
Как‑то раз к дубу пришёл парень. Он любил баловаться. Вот он и подумал:
«А что будет, если я возьму вот этот камень и кину его в криницу? Вот, наверное,
булькнет сильно!»
Поднял камень, кинул его в криницу. Булькнуло сильно. Парень засмеялся,
побежал и забыл про свой поступок.
Камень упал на дно и закрыл жерло.
Вода перестала наполнять криницу.
Криница засохла.
Засохла трава возле криницы, и дуб засох, потому что подземные ручейки
потекли куда‑то в другое место.
На дубу перестал вить гнездо соловей. Он полетел на другой луг.
Замолкла соловьиная песня.
Грустно стало на лугу.
Много лет миновало. Парень стало дедом. Однажды пришёл он на то место,
где когда‑то был зелёный луг, стоял раскидистый дуб, била прохладная криница.
Не стало ни луга, ни дуба, ни соловья, ни криницы. Только песок, ветер
вздымает тучи пыли.
«Куда ж оно всё подевалось?» — подумал дед.
В. А. Сухомлинский
После просмотра (или чтения) текста лектор организует обсуждение.
Примерные вопросы для обсуждения:
• Как вы думаете, что можно объяснить ребенку на примере этой сказки-­
притчи?
• На что нужно обратить внимание ребенка, чтобы он лучше понял смысл этой
сказки-­притчи?
• Какими наблюдениями или действиями можно закрепить впечатления
и знания, полученные ребенком из этой сказки-­притчи?
Ответы участников мероприятия. Лектор модерирует ответы.
Лектор: А теперь давайте подумаем, где и как чаще всего взаимодействуют
с природой ваши дети, каким образом организовано или не организовано это
взаимодействие?
Ответы участников мероприятия. Лектор модерирует ответы.
Лектор: Часто приходится слышать от родителей жалобы на то, что результатом
взаимодействия ребенка с природой являются грязные руки (и не только руки),
испачканная и порванная одежда, царапины и ссадины, вырванные с дачной
грядки полезные растения и сломанные цветы и многое другое, что вызывает у нас,
Криница — источник, родник, ручей, ключ, колодец (Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка:
Практический справочник. — М.: Русский язык. 2011).
2

16

взрослых, не самые приятные эмоции.
Давайте послушаем, что по этому поводу думают сами дети.
Лектор организует демонстрацию видеоролика «Интервью с детьми». В случае
невозможности организовать видеозапись интервьюирования воспитанников, чьи
родители являются участниками мероприятия, можно представить результаты
в виде презентации или коллажа.
Лектор: Сделаем выводы: дети хотят общаться с природой, наблюдать
за ней, экспериментировать, исследовать интересные для них объекты, но в силу
возраста и отсутствия опыта делают это, как могут. И мы с вами должны им помочь,
спланировать и организовать это общение, сделав его неотъемлемой частью
повседневной практики воспитания ребенка.
Ни рассказы, ни показы фильмов не дадут такого результата, как продуктивная
деятельность, которая подведет детей от представлений об алгоритмах
о взаимодействии с природой к собственным трудовым усилиям.
Давайте постараемся ответить на вопрос, как же сделать взаимодействие
ребенка с природой безопасным, интересным и полезным и для детей, и для
родителей.
Трудовые события и ежедневный труд в природе не только развивают
у ребенка природоохранные навыки и экологическую культуру, но и формируют
уважительное отношение к людям, охраняющим, сберегающим и преумножающим
наши природные богатства. Совместная со взрослыми продуктивная деятельность
подведет детей от представлений об алгоритмах труда в природе к собственным
трудовым усилиям и опыту труда.
Труд в природе — это активное, посильное участие детей в работе в цветнике,
в огороде и в саду, во дворе дома, а также уход за комнатными растениями
и домашними животными. Разнообразный труд в природе доставляет детям много
радости и содействует их всестороннему развитию.
Лектор демонстрирует видеоряд, иллюстрирующий различные виды детского
труда в природе, и комментирует изображения. Видеоряд: труд ребенка в огороде.
Лектор: К детскому труду в природе относится помощь в огороде,
на приусадебном участке. Это может быть посадка плодовых культур, полив
и прополка, сбор урожая.
Работа на огороде и в саду не только полезна, но и имеет огромное значение
для развития детей. Вовлечение детей в сельское хозяйство не только помогает
им научиться ухаживать за растениями, но и способствует развитию множества
важных навыков и качеств.
Работа на свежем воздухе способствует укреплению здоровья ребенка,
повышает его иммунитет и улучшает физическую форму. Кроме того,
контакт с природой способствует развитию эмоционального интеллекта,
учит ответственности и терпению. Работа на огороде и в саду учит детей
наблюдательности, трудолюбию, а также позволяет им на практике узнавать
свойства природных процессов. Дети учатся планировать свои действия, работать
в команде и принимать решения.
Если вы опасаетесь за сохранность своих цветов и плодовых культур,
организуйте для ребенка собственный мини-огород, таким образом вы будете
содействовать формированию у него не только навыков труда в природе,

17

но и ответственного отношения к результатам своего труда.
Для того чтобы детям было интересно работать на огороде, важно превратить
это занятие в увлекательную игру. Можно предложить детям посадить свои
собственные овощи или цветы, организовать конкурс на самый красивый цветок
или самый большой плод.
Чтобы грамотно организовать труд ребенка, нужно подготовить ему
подходящую для этого удобную рабочую одежду; инструменты под возраст
и рост ребенка; разбить сложные процедуры на простые алгоритмы
и продемонстрировать их на личном примере. Важно показать правила
безопасной работы с садовыми инструментами. И, конечно, запастись терпением,
ведь ребенок только осваивает те действия и навыки, которыми мы с вами давно
и хорошо владеем.
Лектор демонстрирует видеоряд, иллюстрирующий труд ребенка по уходу
за домашними животными.
Лектор: Ребенок может принимать участие в кормлении, купании
и вычесывании, умывании и выгуливании домашних животных, уборке в клетках.
Прежде всего ребенку необходимо объяснить правила обращения с животными,
не делегировать ему заботу о животных полностью, обязательно контролировать
как действия ребенка, так и поведение животного.
Перед тем как завести домашнего любимца, важно обдумать, какое животное
подойдет именно вашему ребенку. Возраст, характер, размер животного — все
это важные факторы. Морская свинка, хомячок или рыбки могут стать отличным
выбором для начала.
Ребенку необходимо объяснить основные правила обращения с питомцем,
научить ребенка уважать личное пространство животного и не нарушать его покой.
Ухаживая за питомцем, ребенок учится быть внимательным, заботливым
и ответственным. Он понимает, что животное — это не игрушка, а живое существо,
которому нужна забота и любовь. Учить ребенка ухаживать за животными — значит
дать ему возможность стать добрым, заботливым и эмпатичным человеком,
способным проявлять заботу ко всем живым существам.
Подавайте ребенку пример бережного и ласкового обращения с животными,
в процессе ухода сообщайте ребенку интересные факты о животных,
рассказывайте истории про животных, например, из своего детства.
Лектор демонстрирует видеоряд, иллюстрирующий труд ребенка по уходу
за домашними растениями.
Лектор. Полив цветов, протирание и обрезание листьев, рыхление,
опрыскивание — прекрасная возможность воспитания у ребенка навыков труда
в природе.
Начинать приучать ребенка к уходу за растениями следует с неприхотливых
суккулентов, фиалок или тех, которые особенно хорошо растут у вас дома.
Главное — обеспечить безопасность ребенка, избегая растений с острыми краями
или ядовитыми частями. Дети любят узнавать что‑то новое, поэтому начните
с простых понятий о фотосинтезе и необходимости света. Объясните, почему
растениям нужна вода, но переливать их тоже нельзя. Не забывайте при этом
привлечь внимание ребенка к тому, как развивается растение, на появление новых
листочков, бутонов, цветов.

18

Лектор демонстрирует видеоряд, иллюстрирующий семейный досуг
на природе.
Лектор. Досуг на природе — еще одна возможность организовать общение
ребенка с растительным и животным миром.
Проводить свободное время на природе любят и дети, и взрослые.
Совместные прогулки и выезды за город в любое время года предоставляют нам
огромные возможности для развития у детей умения видеть красоту природы,
исследовательских и природоохранных навыков.
Например, весной, когда природа пробуждается, можно радоваться вместе
с детьми появлению травы и первых листочков, наблюдать, как птицы вьют гнезда
и высиживают птенцов, как просыпаются после зимней спячки насекомые.
Предложите детям сыграть в игру «Найди приметы весны».
Расскажите детям о весенних цветах, занесенных в Красную книгу, таких как
ландыш, мышиный гиацинт, хохлатка, лесная фиалка. Научите любоваться ими,
но не рвать их, объясните, почему этого нельзя делать. Покажите целебные травы,
расскажите об их полезных свой­ствах.
Дайте детям возможность рассматривать насекомых, но объясните, почему их
нельзя трогать: во‑первых, насекомое может быть опасно для ребенка, во‑вторых,
ребенок может повредить или погубить насекомое.
Даже обычные прогулки по улицам родного города или поселка дополнят
копилку знаний детей о природе. Обращайте внимание на природные объекты,
например, на деревья, на их возраст, расскажите, как много лет нужно дереву,
чтобы вырасти. Умейте поделиться с детьми своим удивлением и восхищением
красотой окружающего мира: «Как красив закат сегодня!», «Снег такой пушистый
и белый, как сахарная вата!», «Посмотри, это облако похоже на барашка!» и так
далее.
Посещение заповедников, национальных парков и природоохранных зон,
тематических музеев и выставочных экспозиций, прогулки по экологическим
тропам — все это ступеньки совершенствования осознанного и бережного
отношения ребенка к природе, ее красоте и богатству. Рассказы экскурсоводов,
научных сотрудников и экспертов о природе родного края и других регионов
России, о животных и растениях, об опыте взаимоотношений с природой наших
предков будут интересны в любом возрасте и дадут большой объем информации
для обсуждения с ребенком, для стимулирования его познавательной и творческой
активности.
Зоопарки предоставляют людям возможность увидеть животных, которых
они никогда не смогли бы увидеть иным образом. Благодаря содержанию
животных в зоопарках ученые могут наблюдать за видами, за которыми в дикой
природе сложно следить. Это помогает более детально изучить животных, а часто
и сохранить виды, которые находятся на грани вымирания.
Современные технологии предоставляют нам огромные возможности
для посещения заповедников и зоопарков по всей России, не выходя из дома.
Рекомендую вам отправиться с детьми в путешествие по России с кинофильмами
Русского географического общества или понаблюдать в режиме онлайн за жизнью
животных на сайте Московского зоопарка.
В процессе подготовки к мероприятию лектор может подобрать материал для

19

памятки «Куда сходить с детьми», в которую будет включен перечень региональных
заповедников, национальных парков, природоохранных зон, музеев и выставочных
экспозиций, которые участники мероприятия могут посетить с детьми.
Лектор. Родители и другие значимые взрослые служат для ребенка самым
главным источником познания мира и примером взаимоотношений с миром.
Давайте проанализируем, какой пример мы подаем нашим детям в вопросах
отношения к природе.
Лектор организует работу участников мероприятия по выполнению
упражнения на рефлексию. На усмотрение лектора упражнение может выполняться
коллективно и открыто или анонимно. В первом случае лектор озвучивает вопросы,
участники отвечают, поднимая руку. Во втором случае лектор может раздать
участникам заранее подготовленные бланки с вопросами или вывести вопросы
на экран.
Лектор. Поднимите руку (отметьте в опросном листе) те, кто:
устраивает пикники на природе

регулярно кормит зимой птиц

разводит костры в лесу или других
природных зонах

участвует в акциях по очистке
лесной или прибрежной
территории

ловит рыбу

сортирует мусор и сдает
на утилизацию литиевые
аккумуляторы

собирает грибы и ягоды

участвует в акциях по озеленению
территорий

набирает воду в лесном роднике

ограничивает потребление в быту
изделий из неперерабатываемых
материалов

рвет полевые и лесные цветы

помогает приютам для бездомных
животных

купается в реке, озере, море

экономит воду

Лектор. Посчитайте, пожалуйста, количество ответов в первом и втором
столбце. В каком столбце ответов «да» больше?
ей.

К сожалению, мы чаще пользуемся тем, что дает нам природа, чем помогаем

Мы уже говорили, какое влияние оказывает на ребенка пример взрослых,
и наша задача сделать так, чтобы ребенок на этапах взросления не сталкивался
с противоречием между нашими словами и поступками, не задавался вопросом,
почему же взрослые не делают того, чему меня учили?
Демонстрация бережного отношения к природе — один из лучших способов
естественным образом сформировать у детей экологическую культуру.
Лектор демонстрирует видеоряд, иллюстрирующий различные виды
природоохранной деятельности, и комментирует изображения. Видеоряд:
сортировка мусора.

20

Лектор. Предлагаю вам познакомить ребенка с процессом раздельного сбора
мусора. Начинаем со знакомства с различными контейнерами для сортировки,
с маркировкой «бумага», «стекло», «пластик», «пищевые отходы». Помогая
ребенку в планировании и практике раздельного сбора мусора, не забывайте
поддерживать его и добавлять уверенности. Предлагайте помощь только в тех
случаях, когда это необходимо, и поощряйте его усилия. Важно предоставить
ему возможность определять, когда ему нужна ваша помощь, а когда он может
действовать самостоятельно.
Лектор демонстрирует видеоряд, иллюстрирующий работу на субботнике
по очистке территории.
Лектор. Субботник по очистке территории можно превратить в настоящий
праздник. Пусть звучит веселая музыка, проводятся конкурсы, не забудьте взять
с собой чай и бутерброды или другое домашнее лакомство, которое любит
ваш ребенок. Пусть уборка территории запомнится ребенку как приятное
времяпрепровождение. Но помните о безопасности! Обязательно проследите,
чтобы руки ребенка были защищены перчатками, обувь закрывала ногу
до щиколотки. Проследите, чтобы ребенок не пытался убирать стекла или пищевые
отходы, направьте его внимание и активность на уборку бумаги и пластика.
Лектор демонстрирует видеоряд, иллюстрирующий участие семей с детьми
в экологических акциях.
Лектор. Современные семьи сейчас имеют доступ к ресурсам
систематического экологического просвещения под руководством специалистов.
Природоохранные и волонтерские организации и фонды инициируют большое
количество экологических акций, участвуя в которых и взрослые, и дети
получают природоведческие знания, совершенствуют природоохранные
навыки, приобретают опыт социально значимой деятельности и проявления
активной жизненной позиции. Экологические (природоохранные) акции помогают
преобразовать имеющиеся знания в продуктивную деятельность, укрепляют
эмоциональную связь человека с природой.
Вот только некоторые из экологических акций, в которых родители могут
принять участие вместе с детьми: «Посади дерево», «Покормите птиц», «Разделяй
мусор», «Экологический субботник», «Зеленая планета», акция по сбору корма
для животных «Добрые сердца», «Вторая жизнь ненужным вещам».
На этапе подготовки мероприятия лектор может собрать информацию
о регулярно проводимых в регионе/муниципалитете экологических акциях,
рассказать о них и предоставить родителям контакты организаторов.
Лектор. Позвольте познакомить вас с некоторой статистической информацией.
По результатам опроса родителей, проведенного в 2023 году Институтом
воспитания в рамках исследования традиций семейного воспитания (общее
количество респондентов — 2 662 человека из 50 субъектов Российской Федерации),
35,6% родителей никогда не участвовали вместе с детьми в мероприятиях,
направленных на формирование бережного отношения к природе. Как вы считаете,
это много или мало?
Ответы участников мероприятия.
Лектор. Как вы считаете, какие меры надо предпринять, чтобы эта цифра
уменьшилась?
Ответы участников мероприятия.

21

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Лектор. Наша встреча подходит к концу. Давайте подведем итоги: мы с вами
сегодня поговорили о формировании у детей ценностного отношения к природе.
Я прошу вас сейчас назвать слова и словосочетания, которые, на ваш взгляд, были
главными в сегодняшнем разговоре.
Ответы участников мероприятия. Лектор фиксирует слова на доске, или
флипчарте, если есть техническая возможность — можно по результатам ответов
сформировать «облако слов».
Лектор. Позвольте в завершение дать еще немного статистической
информации. По результатам опроса родителей, проведенного в 2023 году
Институтом воспитания в рамках исследования традиций семейного воспитания,
70% опрошенных родителей полностью удовлетворены своим взаимодействием
с ребенком в области экологического воспитания и его результатами, и только
15% считают необходимым совершенствовать семейное воспитание в данном
направлении. Давайте посмотрим, каковы будут результаты аналогичного опроса
в нашей аудитории.
Лектор организует опрос участников мероприятия. Родители отвечают на два
вопроса:
1. Как Вы оцениваете результат Ваших воспитательных усилий
по формированию у ребенка ценностного отношения к природе и экологической
культуры?
— Полностью удовлетворен.
— Частично удовлетворен.
— Не удовлетворен.
2. Считаете ли вы необходимым обогащать свои знания и опыт в области
экологического воспитания своего ребенка?
— Да.
— Нет.
Лектор организует подведение итогов анкетирования и озвучивает результаты.
Лектор. Надеюсь, что сегодняшняя встреча была вам полезна.
Хочу завершить наш сегодняшний разговор известными словами писателя
Константина Паустовского: «Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь
к родной стране невозможна без любви к её природе».
Позвольте напомнить, что сегодняшнее мероприятие проводилось в рамках
проекта «Родительские университеты», материалы для его проведения были
разработаны Институтом изучения детства, семьи и воспитания.
Институт воспитания разрабатывает для родителей много полезных
материалов в различных форматах: «Родительские марафоны», «Открытые
Всероссийские родительские собрания», журнал «Семья и школа» и другие.
В Телеграм-­канале «Красный конь» вы найдете интересные статьи, памятки
по различным вопросам воспитания детей, новости из области образования
и социальной сферы.
В завершение сегодняшней лекции мы предлагаем вам памятки, в которых вы

22

найдете полезные материалы по темам «Формирование ценностного отношения
к природе у дошкольников в соответствии с возрастными особенностями», «6
полезных ЭКОпривычек», «Правила поведения на природе», «ЭКОтреки», «Что
почитать с детьми о природе», «Что посмотреть с детьми о природе», «Виртуальные
экскурсии по заповедникам и национальным паркам».
Пользуйтесь ресурсами Института воспитания и помогайте сделать их еще
интереснее!
Лектор демонстрирует QR-коды на ресурсы Института воспитания.
Лектор. Всего вам доброго! Проводите время с вашими детьми, пусть все, что
вы делаете вместе, будет вам в радость!

23

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Памятка «Формирование ценностного отношения к природе
у дошкольников в соответствии с возрастными особенностями»
От 1 года до 2 лет
Ребенок:
— испытывает интерес к природным объектам;
— умеет узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения,
отличать их по наиболее ярким проявлениям и свой­ствам, замечать явления
природы, проявляет стремление к взаимодействию с ними.
Развиваем:
— способности детей узнавать, называть и показывать на картинке
и в естественной среде отдельных представителей диких и домашних животных,
растения ближайшего окружения, объекты неживой природы, замечать природные
явления (солнце, дождь, снег и другие природные явления), их изображения,
выделять наиболее яркие отличительные признаки объектов живой природы;
— желание рассматривать и наблюдать объекты и явления природы;
— положительную реакцию на объекты, явления, картины природы.

От 2 лет до 3 лет
Ребенок:
— знакомится и взаимодействует с животными и растениями ближайшего
окружения, их названиями, строением и отличительными особенностями,
некоторыми объектами неживой природы;
— наблюдает за явлениями природы, проявляет бережное отношение
к животным и растениям.
Развиваем:
— внимание при наблюдении за живой и неживой природой, явлениями
природы, которые доступны для непосредственного восприятия;
— представления о домашних и диких животных и их детенышах (особенности
внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения), о растениях
ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и др.), их характерных признаках
(цвет, строение, поверхность, вкус);
— интерес к объектам неживой природы (солнце, небо, облака, песок, вода),
к некоторым явлениям природы (снег, дождь, радуга, ветер);
— бережное отношение к животным и растениям.

От 3 лет до 4 лет
Ребенок:
— расширяет представления о многообразии и особенностях растений,
животных ближайшего окружения, их существенных отличительных признаках,
неживой природе, явлениях природы и деятельности человека в природе в разные

24

сезоны года;
— усваивает правила поведения по отношению к живым объектам природы;
— откликается на красоту природы и произведения искусства, изображающие
природные объекты и явления.
Развиваем:
— представления о диких и домашних животных, деревьях, кустарниках,
цветковых, травянистых растениях, овощах и фруктах, ягодах данной местности;
— умение различать и группировать объекты и явления природы на основе
существенных признаков: внешний вид, питание; польза для человека;
— представления о свой­ствах объектов неживой природы и некоторых свой­
ствах воды, песка, глины, камней;
— умение фиксировать и описывать простыми словами явления природы
в разные сезоны года и изменения в жизни животных, растений и человека
(признаки времен года по состоянию листвы на деревьях, почвенному покрову
и прочее);
— навыки соблюдения правил поведения в природе (не ломать ветки, не рвать
растения, осторожно обращаться с животными, заботиться о них);
— умение видеть красоту природы.

От 4 лет до 5 лет
Ребенок:
— имеет представление о своей малой родине, населенном пункте, в котором
живет, его достопримечательностях, природных особенностях;
— расширяет представления о многообразии объектов живой природы, их
особенностях, питании, месте обитания, жизненных проявлениях и потребностях;
— сравнивает и группирует объекты живой и неживой природы на основе
признаков;
— соотносит деятельность человека с разными сезонами и временами года;
— демонстрирует эмоционально ­положительное отношение ко всем живым
существам, желание их беречь и заботиться о них;
— знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях,
не причиняет им вред.
Развиваем:
— представления о многообразии природы родного края, животного
и растительного мира;
— навыки группировки объектов живой природы на основе признаков (дикие —
­домашние, хищные — ­травоядные, перелетные — ­зимующие, деревья — ­кустарники,
травы — цветковые растения, овощи — фрукты, ягоды, грибы и др.);
— умение различать и называть признаки объектов и свой­ств неживой
природы (камни, песок, глина, почва, вода), явлений природы в разные сезоны
года (листопад, ледоход, гололед, град, ветер); свой­ства и качества природных
материалов (дерево, металл и др.), используя для этого простейшие опыты,

25

экспериментирование;
— представление детей об элементарных потребностях растений и животных:
питание, вода, тепло, свет; о том, как животные и растения зависят от человека;
— способность испытывать положительные впечатления от общения
с природой.

От 5 лет до 6 лет
Ребенок:
— расширяет представления о многообразии объектов живой природы,
их особенностях, среде обитания и образе жизни в разные сезоны года, их
потребностях;
— использует приемы наблюдения и экспериментирования для познания
объектов живой и неживой природы и их свой­ств и качеств;
— интересуется новым и неизвестным в окружающем мире;
— способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
— использует основные культурные способы деятельности в природе;
— проявляет положительное отношение ко всем живым существам,
стремление их беречь и заботиться о них;
— знает правила поведения в природе и соблюдает их.
Развиваем:
— представления о многообразии объектов животного и растительного мира,
их сходстве и различии во внешнем виде и образе жизни, поведении в разные
сезоны года;
— умения сравнивать, выделять признаки, группировать объекты живой
природы по их особенностям, месту обитания, образу жизни, питанию;
— представления о потребностях животных и растений (свет, тепло, вода,
воздух, питание); понимание необходимости ухода за растениями и животными
относительно их потребностей;
— навыки наблюдения за явлениями и объектами природы, и экспериментирования;
— навыки применения правил поведения в природе;
— понимание ценности живого, желание защитить и сохранить живую природу.

От 6 лет до 7 лет
Ребенок:
— испытывает интерес к достопримечательностям малой родины и большой
родной страны, ее природным богатствам;
— имеет представления о животных и растениях, их среде обитания, их
потребностях, образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года;
— умеет классифицировать объекты живой природы;
— имеет представления об использовании человеком природных богатств,
о деятельности человека, связанной с природой и ее защитой;

26

— соблюдает правила поведения в природе;
— проявляет бережное и заботливое отношения к природе.
Развиваем:
— представления детей о многообразии природного мира родного края,
различных областей и регионов России, о представителях животных и растений
разных природных зон (пустыня, степь, тайга, тундра и другие), об их образе жизни
и приспособлении к среде обитания, изменениях жизни в разные сезоны года;
— умение сравнивать, выделять свой­ства объектов, классифицировать их
по признакам, представления об отличии и сходстве животных и растений, их
жизненных потребностях, этапах роста и развития, об уходе взрослых животных
за своим потомством, способах выращивания человеком растений, животных
(в том числе и культурных, лекарственных растений), профессиях, связанных
с животноводством и растениеводством;
— стремление детей к наблюдениям за природными явлениями, живымыми
и неживыми объектами, самостоятельному экспериментированию, наблюдению
и другим способам деятельности для познания свой­ств объектов неживой природы
(воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней и др.);
— представления о многообразии водных ресурсов (моря, океаны, озера,
реки, водопады), камней и минералов, некоторых полезных ископаемых региона
проживания (нефть, уголь, серебро, золото, алмазы и др.); об использовании
человеком свой­ств неживой природы для хозяйственных нужд (ветряные мельницы,
водохранилища, солнечные батареи, ледяные катки); о некоторых небесных телах
(планеты, кометы, звезды), роли солнечного света, тепла в жизни живой природы;
— представления о характерных явлениях природы в разные сезоны года
(изменение температуры воздуха, роль ветра, листопада и осадков в природе),
изменениях в жизни животных, растений и человека, о влиянии деятельности
человека на природу;
— навыки применения правила поведения в природе;
— осознанное, бережное и заботливое отношение к природе и ее ресурсам.

27

Памятка «6 полезных ЭКОпривычек»
Выберите для начала 1‑2 привычки, самые простые на ваш взгляд.
В течение месяца ежедневно закрашивайте круг, если выполнили задание. Если
не получилось — попробуйте завтра.
Когда выполнение очередного задания вой­дет в привычку, приступайте
к следующему.
Так мы вместе поможем планете!

Выключаю свет,
когда не использую

Выключаю воду, когда чищу зубы
или намыливаю что угодно

Не беру одноразовый стаканчик
и не покупаю воду в магазине,
пью воду из своей бутылки

Вместо того, чтобы проехать
на автобусе 1-2 остановки,
иду пешком

Если необходима салфетка
или бумажное полотенце,
использую одну, не беру
целую пачку

Использую бумагу с двух сторон,
использую черновики
для поделок

28

Памятка «Правила поведения на природе»
Не разрушай
муравейники

Не вырывай грибы
с грибницами

Не лови насекомых

Не трогай мелких лесных
обитателей

Не ломай ветки деревьев

Не трогай птичьи гнезда

Не разжигай в лесу огонь

Не загрязняй водоемы

Не загрязняй природу

Не уходи далеко от взрослых

Не рви растения с корнем

29

Памятка «ЭКОтреки#ВместесРебенком»
ВЗАИМОДЕЙСТВУЙТЕ С ПРИРОДОЙ
Гуляйте на природе.
Ухаживайте за огородом и садом.
Мастерите поделки из природных материалов.
ИЗУЧАЙТЕ ПРИРОДУ
Наблюдайте за природой.
Читайте о природе.
Смотрите фильмы и мультфильмы о природе.
Беседуйте о природе.
Посещайте памятники природы, парки, леса, заповедники.
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ
Ухаживайте за животными.
Помогайте питомникам для бездомных животных.
Кормите птиц.
Ухаживайте за домашними и садовыми растениями.
Сортируйте мусор.
Экономьте воду.
Не разжигайте костры в лесу.
Убирайте мусор после пикника на природе.
Принимайте участие в экологических акциях.

30

Памятка «Что почитать с детьми о природе»
4. Андреева Ж. Вам пакет нужен? — Абраказябра, 2022.
5. Анисимова А. Мой домашний айсберг. — Манн, Иванов и Фербер, 2022.
6. Артамонова О. «Колыбельная для маленькой Зо». — Аквилегия-­М, 2022.
7.

Астафьефф К. Невероятные приключения растений-­путешественников. —
Портал, 2021.

8. Баннел И. На грани исчезновения: книжка-­искалка о вымирающих видах
животных. — Самокат, 2020.
9. Бианки В. Лесная газета. — любое издание.
10. Брагин В. В Стране Дремучих Трав. — Нигма, 2019.
11. Брум Д. Анималиум. — Махаон, Азбука-­Аттикус, 2021.
12. Васильева А. Мой гербарий. Листья деревьев. — Манн, Иванов и Фербер, 2018.
13. Верещагин П. Рыжий по имени Рэд. — Аквилегия-­М, 2022.
14. Зорина Е. Я бабочка. — Альпина Паблишер, 2019.
15. Иванова Ю. Добрый дом для собак. — Настя и Никита, 2023.
16. Кочергин И. Вся правда про мусор. — Настя и Никита, 2023.
17. Кочергин И. Заповедники. Дом для дикой природы. — Настя и Никита, 2023.
18. Кочергин И. Что такое Красная книга. — Настя и Никита, 2023.
19. Кретова К. Приключения единорожка Эко. — Питер, 2023.
20. Крюкова Т. Калитка счастья, или Спасайся кто может! — Аквилегия-­М, 2021.
21. Кудряшова А. Камчатка. Снежная и огненная. — Настя и Никита, 2023.
22. Лавряшина Ю. Собачья жизнь Гриши и Васьки. — Аквилегия-­М, 2023.
23. Лукашкина М. Стихи о цветах. — Манн, Иванов и Фербер, 2021.
24. Мазелли М. Вторая жизнь мусора. — Издательский Дом Мещерякова, 2020.
25. Мельникова Н. Увлекательная экология, или Эффект бумеранга. — Сыктывкар: Коми республиканская типография, 2019.
26. Мицкевич А. Ася и пластиковый мир. — CLEVER [Клевер-­Меддиа-­Групп], 2020.
27. Муньос Э. Тайная жизнь съедобных растений. Как приручили кукурузу и томат. — РОСМЭН, 2021.
28. Мыльникова О. Школа леса. — VoiceBook, 2022.
29. Паустовский К. Растрепанный воробей. — любое издание.
30. Першина О. Приключения Проши. — Издательство Приход храма Святаго
Духа сошествия, 2015.
31. Посух О. Микросупергерои. Самый живучий. — Самокат, 2018.
32. Посух О. Микросупергерои. Самые-самые-­самовосстанавливающиеся!!! —
Самокат, 2019.
33. Посух О. Микросупергерои. Самые невидимые. — Самокат, 2020.

31

34. Посух О. Микросупергерои. Самые умные. — Самокат, 2022.
35. Райдт Г. Мусор. Всё о самой неприятной вещи на свете. — Мелик-­Пашаев,
2020.
36. Руссо Ж. Мусор, берегись! — Поляндрия, 2020.
37. Уиллис К. Ботаникум: добро пожаловать в музей — Махаон, Азбука-­Аттикус,
2021.
38. Шадрина О. Айка. — Иркутск, 2020.
39. Шадрина О. О том, как нерпы попали в Байкал. — Типография «Форвард»,
2020.

32

Памятка «Что посмотреть с детьми о природе»
1. «Белозубка» (2018). Мультфильм.
2. «Бернард сортирует мусор» (2016). Мультфильм.
3. «Да здравствует природа!» (1972). Мультфильм.
4. «Живая игрушка» (1982). Мультфильм.
5. «Жук в муравейнике» (2019). Мультфильм.
6. «Как дед великое равновесие нарушил» (1976). Мультфильм.
7. «Как козлик землю держал» (1974). Мультфильм.
8. «Как муравьишка домой спешил» (1983). Мультфильм.
9. «Клад» (1984). Мультфильм.
10. «КОАПП». Мультсериал
11. «Крот в городе» (1982). Мультфильм.
12. «Мальчик и Земля» (2016). Мультфильм.
13. «На лесной тропе» (1975). Мультфильм.
14. «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» (2009). Мультфильм.
15. «Остров собак» (2018). Мультфильм.
16. «Приключения пингвинёнка Лоло» (1987). Мультфильм.
17. «Про всех на свете» (1984). Мультфильм.
18. «Рыбка Поньо на утесе» (2008). Мультфильм.
19. «Рыжая кошка» (1985). Мультфильм.
20. «Сказка о белой льдинке» (1974). Мультфильм.
21. «Сказка старого дуба» (1949). Мультфильм.
22. «Смешарики 2D» (2020). Мультсериал.
23. «Тихий ужин без соли» (2017). Мультфильм.

33

Памятка «Виртуальные экскурсии по заповедникам
и национальным паркам»
1.

«Алтайский заповедник»:
http://www.altzapovednik.ru/video/virtur.aspx

2.

«Астраханский государственный заповедник»:
astrakhanzapoved.ru

3.

«Воронежский заповедник, Воронежская область»:
http://zapovednik-vrn.ru/gallery/virtualnyj-tur/

4.

«Заповедники Таймыра»:
http://zapovedsever.ru/tours

5.

«Кроноцкий заповедник, Камчатский край»:
http://www.kronoki.ru/ru/multimedia/virtual-tours/

6.

«Полистовский заповедник, Псковская область»:
http://polistovsky.ru/media1/virtualnye-tury

7.

Портал фильмов Русского географического общества:
https://kino.rgo.ru/

8.

Проект «ПроЗаповедник»:
https://prozapovednik.ru/

9.

«Путоранский заповедник, Красноярский край. «Горы без вершин»:
http://zapovedsever.ru/tours/details/putorana

10. «Хакасский государственный природный биосферный заповедник»:
https://zapovednik-khakassky.ru/zapovednik-xakasskij/360tours.html

34

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е. А. Алябьева. – М.: Сфера, 2020. – 128 c.
2. Богданец, Т. П. Экология для самых маленьких / Т. П. Богданец. – М.: Дрофа,
2019. – 335 c.
3. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 6-7 лет. Подготовительная к школе группа. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы / О. А. Воронкевич. – М.: Детство-Пресс, 2019. – 254 c.
4. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 4 -5 лет. Средняя группа. Часть 2 / О. А. Воронкевич. – М.: Детство-Пресс,
2021. – 478 c.
5. Воронкевич, О. Добро пожаловать в экологию! Средний дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 2 / О. Воронкевич. – М.:
Детство-Пресс, 2019. – 605 c.
6. Зенина, Т. Н. Экологические праздники для старших дошкольников / Т. Н.
Зенина. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 128 c.
7. Зима. Тематический уголок для ДОУ. – М.: Карапуз, Сфера, 2019. – 140 c.
8. Кайгородов, Д. Н. Детям о русской природе. Птицы. Книга 4 / Д. Н. Кайгородов. – М.: Стрелец, 2017. – 390 c.
9. Лободин, Владимир В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников / Владимир Лободин, Александра Федоренко, Галина Александрова. – М.: Мозаика-Синтез, 2021. – 777 c.
10. Лыкова, И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в
детском саду / И. А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2018. – 828 c.
11. Мазильникова, Н. Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников.
Организация прогулок в летний период / Н. Н. Мазильникова. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 193 c.
12. Морозова, И. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий.
Для работы с детьми 5-6 лет / И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 160 c.
13. Мосягина, Л. И. Дидактический материал к занятиям по экологии для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет) / Л. И. Мосягина. – М.:
Детство-Пресс, 2021. – 408 c.
14. Мосягина, Л. И. Экологическое воспитание. Парциальная программа для
детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет) / Л. И. Мосягина. – М.:
Детство-Пресс, 2021. – 519 c.
15. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада / С. Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2021. – 184 c.
16. Николаева, С. Н. Юный эколог. Парциальная программа. Для работы с
детьми 3-7 лет / С. Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 112 c.

35

17. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в
детском саду / С. Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 468 c.
18. Николаева, С. Н. Кому нужны деревья в лесу. Плакат / С.Н. Николаева. - М.:
Мозаика-Синтез, 2018. - 304 c.
19. Нищева, Н. В. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах / Н. В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 835 c.
20. Новицкая, В. А. Правила поведения в природе для дошкольников / В. А. Новицкая, Л. С. Римашевская, Т. Г. Хромцова. – М.: Педагогическая литература, 2019. - 128 c.
21. Воронкевич, О. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал
для работы с детьми 4-5 лет. Средняя группа / О. Воронкевич. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 434 c.
22. Познание мира растений: занятия с детьми 4–7 лет. – М.: Огни, 2019. – 914 c.
23. Рыжова, Н. А. Деревья: от Акации до Ясеня / Н. А. Рыжова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2019. – 192 c.
24. Саморукова, П. Г. Как знакомить дошкольников с природой / П. Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 2017. – 218 c.
25. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада / О. А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2021. – 939 c.
26. Фольклорно-экологические занятия для старших дошкольников. - М.: Учитель, 2020. – 160 c.
27. Шпотова, Т. В. Времена года / Т. В. Шпотова, Е. П. Кочеткова. – М.: Просвещение, 2021. – 168 c.
28. Шпотова, Т. В. Цвет природы / Т. В. Шпотова, Е. П. Кочеткова. – М.: Просвещение, 2018.

36

ГЛОССАРИЙ
(ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)
Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности,
формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду
и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации
обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских
духовно-­нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде3.
Культурно-­досуговая деятельность — социально-­культурологический процесс,
способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию
личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей
культуры, общественно значимого общения, разумного и полноценного
отдыха4.
Охрана природы — система мероприятий (технологических, экономических,
административно-­п равовых, общественных и др.), направленная
на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью
человека и окружающей природной средой, обеспечивающая сохранение
и восстановление природных богатств, рациональное использование
природных ресурсов, предупреждающая прямое и косвенное вредное
влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека5.
Патриотическое воспитание — систематическая и целенаправленная
деятельность органов государственной власти, институтов гражданского
общества и семьи по формированию у граждан любви и уважения к Родине,
ответственного отношения к своей стране, чувства верности своему
Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить своей деятельный
вклад в его процветание6.
Природа — совокупность естественных условий на земле (поверхность,
растительность, климат), органический и неорганический мир, все
существующее на земле, не созданное деятельностью человека7.
Семейные традиции — принятые в семье обычаи, оказывающие положительное
влияние на всесторонне формирование личности и наиболее полно
отражающие национальное своеобразие в воспитании подрастающего
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с
изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024)
4
Словарь-справочник для специальности 071401 – «Социально-культурная деятельность» // Авт.-сост. В.С.
Русанова. – Челябинск, 2009.
5
Словарь экологических терминов и определений, 2010.
6
Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Методические рекомендации.
-- Федеральное агентство по делам молодежи. Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи», М. 2022.
7
Толковый словарь русского языка // Д.Н. Ушаков. – любое издание.
3

37

поколения, воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении
преемственности поколений8.
Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие
мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению,
лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого
культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство,
нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном,
историческом и культурном развитии многонационального народа России9.
Труд в природе — метод экологического и трудового воспитания дошкольников,
вид социально значимой продуктивной деятельности, в процессе которой
вырабатываются конкретные трудовые навыки. Подразумевает активную,
посильную работу детей в цветнике, огороде, саду, во дворе дома, а также
уход за комнатными растениями и домашними животными.
Ценности — идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие значимость для человека
и общества. Ценности как социально-психологическая категория отражают
свойства вещей и явлений, которые обладают значимостью, смыслом
для отдельных людей или социальных групп. Ценности как образования
мотивационно-потребностной сферы личности, направляющие, организующие,
ориентирующие поведение и деятельность индивида, выступают основанием
для осмысления и оценки человеком объектов и явлений действительности10.
Ценностное отношение к природе — осознание значимости объектов природы
для жизни человека, удовлетворение познавательных, нравственных,
эстетических потребностей средствами природы, умение взаимодействовать
с ней, охранять и преумножать.
Экологическое воспитание — целенаправленная систематическая
педагогическая деятельность, направленная на: развитие экологической
образованности и воспитанности детей; накопление экологических
знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе,
пробуждение высоких нравственно-­эстетических чувств, приобретение
высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении
природоохранительной работы11.
Экология — наука об отношениях живых организмов и образуемых ими
сообществ между собой и с окружающей средой12.
Экологическая культура:
— это показатель нравственного воспитания личности, которая отличается
доброжелательным отношением к окружающей среде, имеющая чувство
ответственности перед предками и будущим поколением в сохранении,
Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов. РГСУ, 2014.
Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
10
Вариативная модель и социально-педагогические технологии формирования ценностных
ориентаций детей посредством программирования воспитания в образовательных организациях: [монография] / Коллектив авторов. Ред. И.В. Метлик, О.А. Шестакова. – М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО»,
2022. – 356 С
11
Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ
СПО. С.М. Вишнякова, 1999.
12
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
8
9

38

охране, защите всех объектов неживой и живой природы, владеющая основами
экологических знаний, умений и навыков, сознающая себя частью природы,
занимающаяся природоохранной деятельностью, передающая свой опыт,
знания и навыки другим13;
— это культура бережного отношения к природе, приобретаемая, в частности,
с помощью экологического образования14.
Экологическая (природоохранная) акция — это организованная практическая
деятельность, направленная на изменение экологической обстановки,
общественного мнения населения по поводу какой‑либо экологической
проблемы15.

Дулатова, Г. Е. Современные определения экологической культуры // Актуальные задачи педагогики:
материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). / Г. Е. Дулатова — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 96-99.
14
Словарь по географии. 2015.
15
Методические рекомендации по организации молодежной экологической акции. – СПб.: ГБНОУ «Дворец
учащейся молодежи Санкт-Петербурга», 2021.
13

39

центрзнаниймашук.рф


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».