Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учреждение
укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими
коррекционно-развивающую деятельность: учитель- логопед, педагог-психолог,
учитель-дефектолог, старший воспитатель
Для
организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
имеется оборудованные кабинеты
Коррекционно–развивающая
работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе
адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми
нарушениями речи и адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития.
В
ДОУ специалистами службы ППк обеспечено психолого–педагогическое
сопровождение воспитанников всех категорий.
Доступ
к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету
обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В
учреждении оборудовано 20 групповых помещений, в том числе оборудованных для
проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и
воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья.
В
состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и
хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема
пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья
столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены
необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с
возрастными особенностями воспитанников, требованиями основной образовательной
программы дошкольного образования МБДОУ № 14 «Колобок» г.Тихорецка и
ФГОС ДО.
В
групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. При
организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными
возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие
спортивные модули, мягкие маты, объемная
змейка, релаксационное оборудование.В ДОУ организовано
взаимодействие со специалистами службы ТПМПК и обеспечено
психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
Учреждение
укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно -
развивающую деятельность: 5 учителей – логопедов, 2 педагога-психолога, 1
учитель – дефектолог, 1 музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре.
№ п/п |
Помещение ДОУ |
Деятельность |
Цели |
1. |
Групповые помещения со спальнями |
Воспитательно-образовательная работа. |
Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. |
2. |
Музыкальный зал |
Проведение организованной образовательной деятельности, музыкальных
праздников, развлечений, досугов. |
Развитие музыкально – художественной деятельности и эмоционально-волевой
сферы детей. |
3 |
Спортивный зал |
Проведение утренней гимнастики, организованной образовательной
деятельности, спортивных праздников, развлечений, досугов. |
Укрепление здоровья детей приобщение к здоровому образу жизни, развитие
физических качеств. |
4. |
Кубанский уголок |
Воспитательно-образовательная деятельность. |
Формирование у детей общего представления об истории края, истории и
жизни детского сада, культуре родного города и нравственно-патриотических
качеств, привития любви к Родине. |
5. |
Кабинет учителя-логопеда/учителя-дефектолога |
Коррекционная работа |
- диагностическая зона; - коррекционная зона (уголок для развития мелкой моторики, дидактические
игры и материалы для коррекционной работы) |
6. |
Кабинет педагога-психолога |
Коррекционная работа с воспитанниками, индивидуальные консультации,
беседы с педагогическими кадрами, родителями |
Консультативно-методическая, психологическая и психокоррекционная
помощь детям, их родителям и педагогам
по вопросам развития, обучения и воспитания, а также
социально-психологической адаптации |
7. |
Кабинет заведующего |
Индивидуальные консультации, беседы с медицинскими, педагогическими
кадрами, обслуживающим персоналом и родителями воспитанников. |
Создание благоприятного эмоционального климата для работников и родителей
воспитанников. Рост и развитие профессионального уровня педагогов. Просветительская, разъяснительная работа с родителями по вопросам
воспитания и развития детей. |
8. |
Методический кабинет |
Имеется библиотека для педагогов, детей и родителей. Консультации, семинары, педагогические советы, индивидуальные консультации
для педагогов. |
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Повышение профессиональной компетентности педагогов |
9. |
Медицинский блок (мед кабинет, процедурный кабинет, санитарная комната,
изолированный вход) |
Осмотр детей, консультации медицинской сестры, врачей, изоляция
заболевших детей. |
Профилактика, оздоровительная работа с детьми,
консультативно-просветительская работа с родителями и работниками ДОУ. |
10. |
Холлы ДОУ |
Размещение информации. |
Просветительская работа с педагогами и родителями воспитанников. |
11. |
Прогулочные участки |
Прогулки, игровая деятельность, досуги, самостоятельная двигательная
активность детей. Проведение физкультурных занятий, праздников и досугов. |
Развитие познавательной, физической, опытно-поисковой, экспериментальной
и трудовой деятельности. Накопление и обогащение двигательного опыта детей. Формирование у
воспитанников двигательной активности. Развитие эмоционально-волевой сферы детей. |
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Кабинет
учителя-логопеда
В
ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащены 5 логопедических кабинетов. Кабинеты учителей-логопедов предназначены для:
-проведения
диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста;
-проведения
подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
1.Оснащение
кабинетов:
-зеркало
настенное с лампой дополнительного освещения;
-зеркала
для индивидуальной работы;
-шкафы
для хранения пособий;
-столы
для детей;
-стулья
детские;
-стол,
стулья для работы учителя-логопеда с документацией.
2.
Учебно-методические пособия:
а)
для коррекционной логопедической работы:
-по
звукопроизношению(речевые профили звуков, карточки с изображением
символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков,
рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото,
речевые домики);
-по
фонетическому восприятию(наборы картинок, тетради для развития
фонетического слуха);
-по
лексическому запасу(дидактические игры, наборы картинок);
-по
связной речи(наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для
составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы,
опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература
по разделам
б)
для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления:(счетный
материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок
"Четвертый лишний", набор карточек на обобщающие темы, наборы
картинок для игр "Чей силуэт", "Что сначала, что потом",
"Путаница", "Нелепицы".
в)
картотеки:(артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры,
дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам,
загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации.
г)
пособия и материалы:на развитие дыхания(свистки, дудочки, воздушные
шары, вертушки, мыльные пузыри);на развитие мелкой моторики(матрешки,
шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты);по обучению грамоте(настенная
азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет,
схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Музыкальный
зал
Музыкальный
зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития
детей дошкольного возраста. Здесь проводятся занятия, досуги, праздники,
утренники и развлечения.
Музыкальный
зал оснащен современным оборудованием: мультимедийное устройство, пианино,
музыкальный центр,учебно- методическими материалами:оборудованием
для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными
инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки,
погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи),
имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной
музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
пособиями,
литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным
оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Кабинет
педагога-психолога
В
кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по
развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников,
диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и
консультации для родителей.
Деятельность
педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране
психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия,
свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Для кабинета
педагога-психолога отведено отдельное помещение.
Кабинет
педагога-психолога расположен на первом этаже в доступном удобном месте, так
чтобы его можно было легко найти. Это дает возможность оперативно обращаться к
психологу, а так же позволяет родителям избежать лишних контактов и при
необходимости соблюдать конфиденциальность встречи.
Кабинет
учителя-дефектолога
Кабинет
учителя-дефектолога в ДОУ представляет одно из звеньев единой системы
коррекционной службы в образовании. Он предназначен для оказания своевременной
квалифицированной консультативно-методической, диагностической,
коррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития,
обучения, воспитания, адаптации ребенка с проблемами развития.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека в детском саду
располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ условно разделен
на три части и включает в себя:
-книги
для воспитателя (методическая и справочная литература),
-репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
- книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой
работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной
литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
- книги совместного пользования.
В
группах созданы микроцентры «Книжный уголок», с целью формирования умения
самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для развития физических качеств и
двигательных умений дошкольников в ДОУ оборудован спортивный зал, спортивная
площадка, физкультурные уголки в группах, игровые участки. Спортивный зал используется для проведения организованной
образовательной деятельности по физической культуре, где применяются
нетрадиционное оборудование и современные технические средства. Для организации
физического развития и закаливающих мероприятий имеются тренажеры,
разнообразные виды оборудования для массажа и самомассажа, пособия для
дыхательной гимнастики, схемы зрительных траекторий для глаз, комплексы
утренней и корригирующей гимнастики.
Микроцентр «Физкультурный уголок» в
группах служит для расширения индивидуального двигательного опыта в
самостоятельной деятельности и включает в себя следующие компоненты:
оборудование для ходьбы, бега, равновесия (дорожки здоровья), прыжков (скакалка
короткая), катания, бросания, ловли (обруч большой, мяч для мини-баскетбола,
мешочек с грузом большой, малый, кегли), атрибуты к подвижным и спортивным
играм
Спортивная площадка используется
для занятий физической культурой, проведения гимнастики, спортивных праздников,
досугов и развлечений на улице.
На территории ДОУ имеется
четырнадцать игровых участков, каждый из которых оборудован малыми спортивными
комплексами, сюжетно-игровыми постройками для организации детской деятельности
в соответствии с возрастом и ростом воспитанников.
Для реализации направления "Физическое развитие
"имеется:
1.Спортивный зал-1
2. Спортивная площадка-1
3.Физкультурные уголки в группах-14
4.Игровые участки-14
Всего-30, в том числе приспособленных для использования
инвалидами и лицами с ОВЗ-30
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и
воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной
деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность
учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное
решение воспитательно
Средства обучения — это объекты, созданные человеком,
а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе
в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и
обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
-печатные (учебные пособия, книги для чтения,
хрестоматии, наглядный материал и т.д.);
-электронные образовательные ресурсы (сетевые
образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
-аудиовизуальные (слайды);
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные,
иллюстрации настенные, магнитные доски);
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды,
модели демонстрационные)
спортивное оборудование и т.п.).
Методическое обеспечение образовательного процесса в
ДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения, основными
задачами которой являются:
оказание помощи в развитии творческого потенциала
педагогических работников образовательных учреждений;
- удовлетворение информационных, учебно-методических,
образовательных потребностей педагогических работников образовательных
учреждений;
- создание условий для организации и осуществления
повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных
учреждений;
- оказание учебно-методической и научной поддержки
всем участникам образовательного процесса;
- содействие выполнению целевых федеральных,
региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском
саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в
соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных,
дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение
воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное
оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность
организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и
самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках деятельности по освоению
основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая
предметно - пространственная среда групп содержательно-насыщена,
трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает
санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей.
Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство
группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»),
оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки,
материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы
доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам
выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу
дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом
индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с
тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате
созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания МБДОУ № 14 «Колобок» г.Тихорецка не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации. Входные площадки имеют навесы, видеодомофон при входе,вывески с названием организации, графиком работы организации, выполненныерельефно-точечным шрифтом Брайляна контрастном фоне,звонок при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход", видеонаблюдением. ТерриторияМБДОУ № 14 «Колобок» г.Тихорецка асфальтирована или имеет твердое покрытие
В
ДОУ созданы условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными
возможностями здоровья
Разработан
паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
На
центральной входной двери оборудована специальная кнопка вызова и
домофоном.
В
групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Доступ к кабинетам
администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен
посредством предоставления сопровождающего лица
Специальные условия питания
Рациональное
питание детей — необходимое условие обеспечения здоровья, устойчивости к
действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению и
работоспособности во все возрастные периоды.
В связи с этим организация рационов питания во время воспитательного и учебного процесса является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддержания здоровья детей, а обеспечение полноценного и безопасного питания дошкольников является приоритетным направлением в осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Для организации питания в
детском саду имеются функциональные помещения: пищеблок, склад продуктов
питания. Общая площадь 42,7 кв.м.
Пищеблок оборудован
необходимым технологическим и холодильным оборудованием в рабочем состоянии.
Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара изготовлены из
материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный
инвентарь и кухонная посуда имеют маркировку для сырых и готовых пищевых
продуктов. При работе технологического оборудования исключена возможность
контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов. Производственное
оборудование, разделочный инвентарь и посуда отвечают требованиям.
Пищеблок оборудован системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим и
естественным побуждением.
Пищевые продукты поступают в
детский сад на склад продуктов питания и имеют документы, подтверждающие их
происхождение, качество и безопасность. Качество продуктов проверяет кладовщик
— ответственное лицо проводит бракераж сырых продуктов, делает запись в
специальном журнале. Не допускаются к приему пищевые продукты без
сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи.
Питание детей соответствует
принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных
способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение,
запекание, и исключается жарка блюд, а также продукты с раздражающими
свойствами.
Питание организовано в
групповых комнатах. В правильной организации питания детей большое значение
имеет создание благоприятной и эмоциональной окружающей обстановки в группе.
Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Блюда подаются
детям не слишком горячими, но и не холодными. Воспитатели приучают детей к
чистоте и опрятности при приеме пищи.
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по
охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях:
педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание
осуществляется органом здравоохранения МБУЗ Тихорецкая ЦРБ. Закрепленная
медицинская сестра совместно с администрацией несут ответственность за
здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических
мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества
питания.
Ответственность за жизнь и здоровье
детей в ДОУ несет руководитель данного учреждения. Совместно с закрепленной
медицинской сестрой разрабатываются мероприятия и сроки по профилактике
детского травматизма:
* Совместно с педагогами анализирует данные
осмотров детей, помогает воспитателям в случае необходимости установить
индивидуальный режим для некоторых детей.
* Продумывает меры закаливания в детском саду.
* Строго следит за сроками реализации и условиями
хранения продуктов, технологии приготовления пищи и брокеража.
* Для предотвращения распространения инфекции в
детском саду контролирует соблюдения сроков прививок.
* В целях предупреждения пищевых отравлений
контролирует строгого соблюдения санитарно-противоэпидемического режима на
пищеблоке.
* Осуществляется контроль за организацией и проведением санпросвет
работы среди персонала и родителей.
*В целях соблюдения санитарно-эпидемиологических
требований к устройству, содержанию и организации работы в условиях
распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) строго руководствуется
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерацииот 30.06.2020 г №16 «Об утверждении
санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20» и контролирует его
выполнение в коллективе.
*
Своевременно проводит инструктаж с персоналом по охране жизни и здоровья детей
2 раза в год.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ
к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, в том числе
инвалидов и лиц ОВЗ. Детский сад подключен к сети Интернет, установлена
локальная сеть у заведующего, заместителя заведующего по учебно-воспитательной
работе, заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе,
имеется интернет - сайт ДОУ (http://kolobok.tvoysadik.ru/), организована работа
электронной почты ДОУ Тип подключения к сети Интернет - dieselКоличество
мест подключенных к СМЭВ (локальная сеть) - 3 Скорость доступа к сети Интернет
- 1 Мбит/с
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В целях реализации Федерального
закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию" и в соответствии с возрастными особенностями
контингента воспитанников МБДОУ № 14 "Колобок" г.Тихорецка доступ к
информационным системам и информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" отсутствует.
Информационная продукция,
используемая для обучения детей, имеет лицензию и соответствует содержанию и
художественному оформлению информационной продукции для детей дошкольного
возраста.
Разработан и
действует сайт МБДОУ№ 14 «Колобок» г.Тихорецка, которыйимеет версию сайта для слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ
№ 14 «Колобок» г.Тихорецка имеются технические средства обучения
коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи,
задержка психического развития).В ДОУ имеются ноутбуки, принтеры,4 проектора мультимедиа, 1
интерактивная доска, музыкальный центр, магнитофон.
-Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут
участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с
имеющимся в ДОУ оборудованием.